Прошлое с будущим соединили старые фотографии
ПРОШЛОЕ С БУДУЩИМ
соединили старые фотографии
Владимир Николаевич Третьяк – известный в Бресте автомобилист и автомеханик. Множество отечественных машин разных лет выпуска ему приходилось ремонтировать. Свой первый личный автомобиль «Запорожец» он содержал в отличном состоянии. Много путешествовал на нём по стране. А какое путешествие без фотоаппарата? Вот об этом увлечении Владимира Николаевича мы сегодня и расскажем.
Сейчас всякий сам себе фотограф: в большинстве мобильных телефонов есть маленький глазок объектива. Но в первые послевоенные годы сделать фотоснимок на память, особенно в деревне, было событием. Щёлкнуть мог затвор разве что редкого трофейного аппарата.
Николай Третьяк работал учителем сельской школы в Пружанском районе. В те далекие годы он купил один из первых отечественных фотоаппаратов. Инструмент – редкий для того времени. Фотоаппарат назывался «Комсомолец». Заряжался широкой плёнкой шесть на шесть сантиметров. Формат, примерно, такой как теперь экран у многих мобильных телефонов. Так что приличную фотографию можно было сделать без увеличителя: контактным способом – приложив негатив к фотобумаге.
А главное – негатив хранится многие и многие годы. Например, в архивах негативы считаются ценнейшим достоянием. Их особо берегут, хотя в большинство своем они «отцифрованы», продублированы, переведены в современную форму хранения.
Сельский учитель Николай Третьяк, отсняв события и земляков и подарив им фотокарточки, не спешил расстаться с негативами. Их накопилось множество. Тем более, что и сын учителя Владимир увлекся фотографией. После отцовского «Комсомольца» приобретал новые фотоаппараты, снимал ими. И оставлял негативы. Они занимают немного места. Главное – сохранить.
А теперь вот эти негативы при наличии персонального компьютера на столе и, конечно, при желании, можно просмотреть на экране. Можно отреставрировать изображение, «откадрировать», убирая случайно попавшее в объектив. Или наоборот, сконцентрировать внимание именно на случайном но интересном. В общем, получается целая фотохроника из жизни пружанской деревни в середине такого недавнего, но уже прошлого, двадцатого века.
Эту фотохронику создал брестчанин Владимир Николаевич Третьяк, хранитель и исследователь отцовских негативов и своих, сделанных в годы прошлые.
На них – земляки из деревни Близная, что на самой границе с Гродненской областью, недалеко от городского поселка Ружаны. Впрочем, есть кадры и из других деревень Пружанщины, где в сельских школах преподавал отец.
Теперь Владимир Николаевич Третьяк, сын сельского учителя в Пружанщины и сам уже на пенсии. Приводит негативы в порядок. А это значит, надо съездить в знакомые села среди Ружанской пущи, показать старожилам фотографии. Кто на них? Какие события собрали селян на той фотографии вместе? Праздник села? Свадьба? Проводы в армию?
Мчат по улице деревни Близная – первые белорусские мотоциклы, тракторы «Белорусы» первых выпусков.
На старых фотографиях отца и сына Третьяков -- ещё вполне сохранившиеся в те годы каменные здания давнего поместья Милочевских в деревне Близная. Эти сооружения 19-го века теперь есть и в Интернете. Но современные фотоснимки сделаны совсем недавно: на них здания уже крепко обветшавшие, и не используемые по своему прежнему назначению.
Какие планы у хранителя деревенской фотохроники Владимира Николаевича Третьяка? Обработать снимки прошлого, сделать соответствующие подписи и «выложить» в Интернет. То есть сохранить для истории.
В общем, деревне Близная повезло, что благодаря землякам- интеллигентам двух поколений есть такая историческая фотохроника « малой родины». Для других энтузиастов из других городов и весей это – хороший пример. И последовать ему лучше не откладывая дело в долгий ящик.
…А пока Владимир Третьяк работает над фотохроникой села и путешествует с фотоаппаратом по республике.
Публикуем несколько фотографий их архива автора и его отца.
Более полувека этому снимку. Сельские учителя едут в школу соседней деревни к своим ученикам, что росли, как сказал поэт, « среди горьких послевоенных отав». Зимы тогда были снежными…
В годы прошлые купить личное авто было проблемой. Брестчанин Анатолий Синегубов сконструировал свой на основе мотоциклетного двигателя.
Начало 50-годов прошлого века. Мотовелозавод в Минске выпустил первые мотоциклы. Завод создавался на основе трофейного оборудования вывезенного из поверженной фашистской Германии.
На первых «Жигулях» брестчане отправлялись в далекие путешествия…
www.Pitavto.by